toppic
   

Тематические статьи / Стили письма
Каллиграфия Мавритании

Каллиграфия Мавритании

 

 

Рукописи 19-20 веков Мавритании представляют собой примеры каллиграфии, практически неотличимые от андалузской традиции. Причина, возможно, кроется в том, что средневековые иллюстрированные и иллюминированные рукописи Северной Африки практически не сохранились, а сохранившиеся были созданы мастерами из Испании. Именно эти рукописи послужили образцами для мастеров переписки Корана в Мавритании в 19-20вв.

 

Рукописи проникали в Мавританию с арабского востока благодаря паломникам, возвращавшимся из Мекки с хаджа. Возникали частные библиотеки, мавританцы слыли как уникальные, одержимые библиофилы. Студенты коранических школ копировали привезенные рукописи. Но и местными поэтами, юристами и историками составлялись многочисленные рукописные творения. В результате, за последние 300 лет в Мавритании не то, что не была утрачена, но расцвела пышным цветом одна из самых ярких в настоящее время рукописных традиций Западной Африки, не уступая традиции Хауса. Наиболее крупные библиотеки, в основном частные, сохранились в таких городах, как Вадан, Чингетти, Тичит, Валата. Библиотечное дело, то есть коллекционирование древних рукописей превратилось в Мавритании в семейное «хобби». В настоящее время они открыты для публики, как для туристов, так и для ученых.

 

 

В настоящее время в стране поддерживается древняя традиция передвижных школ. Мухадрас – школы в пути, были образованы странствующими учеными-учителями. В таких школах группы студентов формируются не по возрасту, а по интересу. По окончании обучения студенты получают сертификат государственного образца. В том числе в школах обучаются каллиграфической переписке Корана. Мухадрас, таким образом, напоминают распространенные в Северной Нигерии, особенно в Хауса, школы каллиграфии «макарантар-алло». Но если в Хауса целенаправленно выпускают студентов-каллиграфов, то в Мавритании письмо является одной из сторон обучения.

 

 

Письменная традиция в Мавритании, как и в Северной Нигерии, восходит к куфическому письму, и относится к одной из ветвей магрибинского почерка. По утверждению Мохамеден Ахмед Салема, современного мавританского исследователя каллиграфии и каллиграфа-самоучки в одном лице в настоящее время в Мавритании используется  несколько основных  почерков:

 

 

1.      Legrayda – самый близкий к андалузскому почерку, наиболее популярный благодаря необычайной компактности и небольшому размеру.

 

 

2.      Mushafi – стиль более монументальный, используется для поэтических сочинений и  переписки Корана, а также для оформления титульных листов. Он чем-то напоминает сульс.

 

 

3.      Sudani – угловатый почерк, для него характерны широкие линии и простота форм, прямой потомок куфи.

  

 

Мохамеден Ахмед Салем опровергает устоявшуюся точку зрения, что сложившиеся мавританские почерка – это результат закономерного развития магрибинского стиля. В Марокко андалузский почерк превратился в магрибинский, а в Мавритании одновременно происходил аналогичный процесс. Исследователь выделяет андалузский почерк среди магрибинских как совершенно самостоятельный и независимый, из которого в свою очередь возникли почерка Мавритании. “Если сравнить рукопись 12 века из Андалусии и мавританскую рукопись 19 века – то они так похожи, что может показаться, словно их писал один и тот же каллиграф.” Интересно, что Салем различает почерка мусхафи и судани, в то время как в европейской литературе почерк для переписки Корана не имеет определенного термина, а почерк судани, по мнению большинства исследователей, широко использовался в коранических рукописях Северной Африки, в том числе Мавритании.

 

 

 

 


[Магрибинские региональные стили]
[Этапы создания рукописи малами Хауса]
[Судани]
[О почерке Куфи]
[Каллиграфия в мусульманской Африке]
[Каллиграфия Мавритании]
[Орнаментальные мотивы в каллиграфии Хауса]
[Магрибинские почерка]
[Мухадрас]
[Почерк ифрики]
[Почерк судани]
[Почерк андалуси]
[Классификация ранних почерков]
[Типология коранического почерка]
[Хиджази]
[Шестерка почерков]
[Возникновение региональных стилей]
[Династическая принадлежность]
[Дуальность арабского письма]
[Индийские каллиграфические модификации]
[Использование арабской графики]
[Ифрики]
[Курсивное письмо]
[Куфи в Персии]
[Куфи в Турции]
[Мухаккак]
[Надписи Восточной Африки]
[Насх в Персии]
[Насх]
[Основные стили Персии]
[Персидский почерк джали]
[Персидский почерк мухаккак]
[Персидский почерк рика‘]
[Персидский почерк рихан]
[Почерк сульс]
[Персидский почерк та‘лик]
[Персидский стиль тауки‘]
[Джали дивани]
[Наста‘лик]
[Cийакат]
[Почерк шикаста наста‘лик]
[Почерк шикаста та‘лик]
[Ранние почерка]
[Рика‘]
[Рихани]
[Губар]
[Сульс]
[Та‘лик]
[Теория трансформации архаичного письма]
[Турецкая каллиграфия]
[Турецкая техника мусалсал]
[Турецкие стили: насхи, сульс, тауки‘, рика‘]
[Турецкие стили мухаккак и рихан]
[Турецкий дивани]
[Турецкий почерк наста‘лик]
[Турецкий почерк рик‘а]
[Турецкий почерк та‘лик]
[Турецкий сийакат]
[Турецкий стиль губар]
[Турецкий стиль джали]
[Турецкий стиль мусанна]
[Угловатый почерк]
[Школы куфического письма]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]