toppic
   

Тематические статьи / Рукописи
Переплет и пагинация

Переплет и пагинация

 

 

Традиция арабской книги восходит к Ранне-Исламскому периоду. Сначала листы со стихами из Корана собирались вместе и с двух сторон прикрывались деревянными крышками, и так хранились. Отсюда происходит название «мусхаф» или «масахиф», от эфиопского слова, в переводе означающее - «книга». Следуя христианским и иудейским образцам, такая форма кодекса стала использоваться для Корана сразу после редакции, предпринятой халифом Усманом. До этого было распространено профанное письмо на свитках папируса, а слово «китаб» могло обозначать любые материалы, содержащие надписи, в том числе заметки, финансовые документы или письма.

 

В ранний период в качестве основного письменного материала для стали использовать полотна пергамена. Полотно разрезалось на 4 листа, которые вкладывались одно в другое, составляя, таким образом, тетрадь. Из тетрадей (которые могли и сшиваться) формировались книги, кодексы. А для переплета, в основном, использовали деревянные крышки или папирус, которые могли обтягиваться кожей, украшаться раскрашенным деревом и костью.

 

Со времени правления Аббасидов книги и знание книги как таковой, в первую очередь, конечно, знание Коранического текста, стали основным интересом правительства в исламском государстве. Ремесло приобрело сакральный статус. Книжным делом занимались в канцеляриях, где были доступны дорогостоящие материалы, и, кроме того, книжное дело служило прекрасным способом к существованию – одни и те же мастера могли заниматься бумажным и переплетным делом, и одновременно заведовать книжной лавкой.

 

Материалы, переплет, формат и почерк – все зависело от целей, от назначения рукописи и от сферы использования. Как, например, почерком, предназначенным исключительно для переписки Корана, не могли писать стихи или трактаты по медицине.

 

По обработке материала или переплета можно судить как о месте происхождения рукописи, так и периоде ее создания. Например, украшение центральной части крышки переплета, аппликации в виде геометрических орнаментов и узоров из латуни, треугольные отвороты, чтобы защитить от повреждений углы крышки, и застежки – появляются уже в ранний период. Клей асфодель использовался в сиро-палестинском регионе, а пшеничный клей – в южной Аравии.

 

В более позднее время «тетрадь» рукописной книги уже, в основном, состояла из пяти двойных листов. Нумерация страниц появилась гораздо позже, и, по большей части, уже с современное время. Больше была распространена пагинация листов.

 


[Арабская рукописная книга]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Рукописи судани-хауса]
[Миниатюра]
[Культура заметок]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Кодикология]
[Титульный лист и колофон]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Материальная культура Корана]