toppic
   

Тематические статьи / Рукописи
Унваны ранних коранических рукописей

Унваны ранних коранических рукописей

 

 

Унваны ранних куфических Коранов, 9-10 вв. н.э., можно выделить как яркое художественное явление в искусстве оформления арабской книги  по ряду характерных особенностей:

 

-         полное или почти полное отсутствие каких-либо конкретных изобразительных мотивов в орнаментах;

 

-         геометричность орнаментов;

 

-         ковровое заполнение листа (отсюда происхождение термина «ковровая страница» -       «carpet page» - в англоязычной литературе);

 

-         горизонтальный прямоугольный формат листа, и, как правило, горизонтальное расположение унвана;

 

-         отсутствие, условно говоря, «сетки-фона», орнаментального элемента, характерного для более поздних не куфических рукописей;

 

-         почти всегда наличие на полях, внешней стороне листа «колофона» в виде различных модификаций мотива «древа жизни».

 

-         минимальное количество цветов, монохромный характер орнаментов, широкое использование золота.

 

 

Однако оформление унванов не правильно рассматривать как независимое самостоятельное явление в контексте рукописного книжного производства. Оно не было сугубо мусульманским. Орнаментальные мотивы либо прямо цитированы, либо навеяны образами на деревянных пластинах (резьба дверей мечетей или створок михраба) или примерами ковровых плетенок, либо имеют аналоги в архитектурном декоре (керамические панно мечетей, мотивы мозаик мечети Купол Скалы, Иерусалим, и Мечети Омеййадов, Дамаск). Так называемые аналогичные «ковровые страницы» встречаются в иудейских списках Торы того же периода (8-10 вв.), они определяются исследователями  как «ковровые страницы Торы» (или Библии).

 

 

Сходство мусульманской и иудейской художественных традиций можно рассмотреть на примерах оформления «древа жизни» унвана Корана из рукописного фонда РНБ под шифром Дорн-6 с элементами, присутствующими на ковровой странице Библии из Собрания Фирковича (см. илл. Первая Ленинградская Библия, Египет, > 929 г.). В этом орнаменте нет характерной религиозной символики. В обоих случаях мотив меандрового завитка, множественно повторенный, выполнен золотом. Ряд параллелей позволяет говорить не столько о копировании и подражании, сколько о наличии единой художественной базы данных, которая в данном контексте не имела ни мусульманской, ни иудейской подоплеки. Визуальные образы в ранний период исламской культуры восходят к общесемитской почве. Но характер их использования, как и впечатление, которое возникает у читателя-зрителя от страницы, безусловно, различен. Вопрос восприятия читателя немаловажен. Например, угловатость квадратного еврейского шрифта задает иной визуальный ритм листу, нежели плавные текучие линии арабского почерка. Отличие, очень существенное, заключается в том, что в арабском языке линии при письме (техника «машк» - растягивание, широко применяемая для куфических списков) растягиваются горизонтально, основной корпус слова лежит на строке и преобладает роль горизонтали, в то время как еврейская буква стоит на строке, и каждая буква отдельна, невозможна подобная слитность слов, большинство горизонтальных элементов рисуются над строкой, надстраиваются, т.е. говоря о художественных особенностей письма, еврейское - словно перевернутое, не слитное арабское письмо "наоборот", роль горизонтали не столь важна, как в арабском, но преобладает роль квадратной буквенной ячейки.

 

 


[Арабская рукописная книга]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Рукописи судани-хауса]
[Миниатюра]
[Культура заметок]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Кодикология]
[Титульный лист и колофон]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Материальная культура Корана]