toppic
   

Тематические статьи / Рукописи
Еврейские иллюминированные рукописи

Еврейские иллюминированные рукописи. Истоки.

В «ковровых страницах» Иудейских рукописей и унванах ранних Коранов присутствуют мотивы Византийской христианской школы художественного оформления книги (См. Арабская рукописная книга.). Исследователь Bezalel Narkiss выделяет 2 типа «ковровых страниц» иудейских рукописей. Первый тип - это "геометрические и цветочные орнаменты с использованием золота, красного, зеленого, голубого с большой долей декоративных мотивов, в основном, пальметы на полях с внешнего края"[i]. Такие страницы располагались, в основном, в начале и в конце Библии, наподобие унванов. "Происхождение этого типа ковровых страниц неизвестно, но подобные примеры можно найти в христианских священных книгах Иберо-Саксонского и Нортхумберианского происхождения (Евангелие Lindisfarne, 7 век). Другая версия происхождения - заимствования из напольных мозаик раннего Средневековья и декорированных книг, которые включали мотив пальметы в качестве символа концовки текста"[ii]. Кроме того, кажется возможным заимствование мотивов декора интерьеров мечетей. Примером могут служить мотивы, общие для унванов и мозаик на опорных столбах двора и самой Мечети Омеййадов в Дамаске (715г.). Этой точки зрения придерживаются многие современные исследователи мусульманского искусства, среди которых Мерлин Дженкинс и Олег Грабарь, посвятивший долгие годы дешифровке орнаментов Мечети Купола Скалы, автор одноименной монографии. В мозаиках Мечети Омеййадов встречаются орнаменты прямоугольного формата, состоящие из геометрических элементов: в виде различных комбинаций более мелких прямоугольников, квадратов, звезд, плетенок.

Иллюминированные рукописи, еврейские и арабские имеют еще одну общую характерную особенность, отличающую их от других рукописных традиций, обусловленную спецификой письменности языков семитской группы - это отсутствие заглавных букв. В иудейских рукописях "декорировались заглавные слова, а иногда и целые стихи, как в иллюминированных арабских Коранах. Эта особенность сохранилась на протяжении веков как в Европе, так и на Востоке"[iii].

В Талмуде указано: "Если кто пишет имя Бога золотом, то они [свитки] должны быть сокрыты (спрятаны)". Такой запрет указывает на факт, что подобное оформление свитков Торы действительно существовало. Нам также известны примеры арабских Коранов, оформленных в виде золотого текста. Это ранние Кораны, выполненные архаичным почерком куфи, прото-куфи или же более поздние - магрибинским куфи. Встречаются списки Корана, исполненные серебряными чернилами. Кроме того, как в ранних, так и в более поздних Коранах, золото использовалось для выделения заглавий сур. Эта особенность опять-таки указывает на родство арабской и еврейской художественной традиций. Мотивная база в данном случае уподоблена Архетипу, единому языку - основе, в то время как наложение мотивов на ту или иную религиозно-национальную почву приводит к созданию диалектов, развитых из начальной основы. Отсюда различная вариативность образов (на примере ранних Коранов и списков Торы того времени нельзя говорить строго о наличии образности, но только о вариативности элементов или мотивов), той или иной традиции.

"Влияние восточных мотивов очевидно во всех школах Еврейского иллюминирования. На протяжении своей истории стиль еврейских иллюминированных рукописей в основном зависел от современных школ иллюминирования в каждом регионе"[iv].  Условно выделяются несколько школ оформления еврейских рукописных книг - Восточная школа, Испанская и Европейская. В данном случае нас более всего интересует Восточная школа, ибо "Восточная подобна Мусульманской, Персидской или Египетской школе и по стилю, и по выбору мотивов. И наиболее трудно определить Иудейский стиль"[v].

Для списков еврейских книг Восточной школы, также как и для ранних Коранов (8-10 вв., эпохи Омеййадов и Ранне-Аббасидского времени), использовался, в основном, пергамен, реже - бумага. Восточные еврейские и сафардские писцы, равно как и мусульманские каллиграфы, писали тростниковым пером, каламом.

Первая, самая ранняя Восточная школа, интересующая нас в контексте арабской каллиграфической традиции, возникла в 9 веке и распространилась в Месопотамию, а позднее, как указывает тот же исследователь Bazalel Narkiss, проникла в Сирию, Палестину и Египет.

Большинство еврейских иллюминированных рукописей, ведущих свое происхождение с Востока (между 9 и 13 вв.), сохранилось в Каирской Генизе. В случае с датированными рукописями стиль в общих чертах соответствует мусульманскому искусству того же периода, как отмечает Bazalel Narkiss.

© А.С. Гриб.

 

 

[i] Bezalel Narkiss.Hebrew Illuminated Manuscripts. Keter Publishing House. – Jerusalem , 1990. – P.20.

[ii] там же

[iii] там же, стр.16

[iv] там же, стр. 14

[v] там же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[Арабская рукописная книга]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Рукописи судани-хауса]
[Миниатюра]
[Культура заметок]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Кодикология]
[Титульный лист и колофон]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Материальная культура Корана]