toppic
   

Тематические статьи / Рукописи
Архитектурные мотивы в ранних Коранах

Архитектурные мотивы в ранних Коранах.

Говоря о другом типе ковровых страниц иудейских рукописей, архитектурном, мы снова сталкиваемся с фактом параллелизма. Этот тип заполнения страницы декоративными элементами создан из предметов Табернакля, его характерных особенностей. Первая Ленинградская Библия представляет 2 стилизованных вида Табернакля: плана иудейского Храма с архитектурными деталями и изображением убранства (семисвечники, алтарь, Скрижали Завета и т.п.). См. Еврейские иллюминированные рукописи. Унваны ранних коранических рукописей.

«До нас дошли изображения ковчега в виде мозаики на полу апсиды. Основная часть этих орнаментов включает пару или 2 пары колонн, поддерживающих полукруглую арку, обрамляющую конху, тогда как […] ковчег представлен как пара дверей между колонн, таким образом, символизируя дверной проем, портал загробной жизни, или «портал смерти»»[1].

Листы Корана из Сирии (Дамаск, ок. 710-715гг.), неоднократно исследованные (Дом рукописей, г.Сана) и представленные на многих выставках (в частности[i]), выполненные почерком куфи/хиджази раннего периода, на заре становления каллиграфической традиции (См. Типология коранического почерка), представляют  собой изображение архитектурного сооружения. В этих примерах иллюстрации занимают целую страницу. И здесь мы сталкиваемся, но уже в мусульманской трактовке, с изображением храма, схематическим развертыванием архитектуры с намеками на внутреннее убранство. "Изображение мечети не воспроизводит конкретного здания, но [...] отражает определенный тип мечети, который был впервые использован Омеййадским халифом ал-Валидом для соборной мечети в Дамаске. Такой же тип двора был использован для Харам ан-Набави, мечети Пророка в Медине, и при расширении соборной мечети в Сане. [...] подобные изображения мечетей, очевидно, связаны со строительной программой ал-Валида"[ii].

Каллиграф приводит не только план мечети, но и минбар перед михрабом, многочисленные светильники, и места для омовения. Обратим особое внимание на то, что элементы оформления заглавий Корана (РНБ) под шифром Марселя-13 при сопоставлении с изображением мечети из Сирийского Корана очень многое объясняют, раскрывая тайну мистических символов - колонн, предваряющих суру Корана (Марсель-13). Прежде всего, мотив на л.19 (об.) Марселя-13, вероятно, условно имитировал здание мечети, символизируя молитвенное здание. А именно: ваза у основания - это ваза для омовения, колонны - одна над другой - это колонные ряды мечети. Подобное изображение колонных рядов мечети характерно для молитвенных ковриков (См. Саджжада).

Поскольку рукопись Корана РНБ под шифром Марсель-13 происходит из Каирской мечети, возникла идея попробовать поискать некоторые параллели в архитектуре Каира, если таковые имели место быть. Поиск в этом направлении позволил несколько конкретизировать мотив колонны (лист 1 Марсель-13). В оформлении аркады мечети Ибн Тулуна мы встречаем архитектурный рельеф в виде растительного орнамента - на архитраве. И этот мотив словно вырастает из пилястры над ее капителью, что мы и видим в заставке на л.1 Марсель-13. Мотив вырастания дерева - растения из колонны - также присутствует в Сирийском Коране, в изображении мечети. А капитель нижней колонны на л.19 (об.) напоминает стилизованное обобщение капители арки мечети Ибн Тулуна. Кроме того, на фасаде мечети ал-Акмар в Каире мы встречаем (что немаловажно) "стрельчатые ниши, заполненные своеобразным гофрированным сводом, и узорные розетки"[iii]. Такая ниша напоминает нишу михраба, обрамляют которую по бокам две пилястры того же типа, что и колонны (1л. Марсель-13). Двойная колонна/пилястра имеет два вида каннелюра - вертикальное (в нижней части) и диагональное (в верхней). Подобное замечание, безусловно, не говорит о  прямом заимствовании или о конкретике образа, но лишь о непрерывности иконографии.



 

[1] Encyclopaedia of Islam. Electronic version. Mihrab.  



[i]Земное искусство – небесная красота. Искусство ислама. Под ред. М.Б.Пиотровского. Каталог выставки. - Эрмитаж, 2000.

[ii] там же, с.132

 

[iii] Веймарн Б.В., Т.Каптерева, А.Подольский. Искусство арабских народов (средневековый период). - М.: "Иск-во",1960.  С.98.

 


[Арабская рукописная книга]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Рукописи судани-хауса]
[Миниатюра]
[Культура заметок]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Кодикология]
[Титульный лист и колофон]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Материальная культура Корана]