toppic
   

Тематические статьи / Рукописи
Рукописи судани-хауса

Рукописи судани-хауса

 

 

Основные особенности коранических рукописей судани-хауса.

 

 

Кораны Хауса можно узнать и по следующим параметрам: орнаменты сура-разделители, выполненные в уникальной манере, значки на полях, по типу бумаги, и, по уникальным особенностям почерка, характерным для местного регионального стиля каллиграфии.

 

 

Среди отличительных признаков: вертикальный формат рукописи, средний размер Корана, плотное расположение текста на странице, сплошная вокализация текста, наличие иллюминирования в виде чисто-африканских мотивов – орнаментов типа «заййана» (орнаментальный тип «заййана», широко распростаненный в каллиграфии Хауса, можно рассматривать как модификацию традиционного унвана, предваряющего или завершающего рукопись или раздел, «carpet page»). Тип заййана используется в украшении досок макарантар алло и медальонов на полях, традиционных для местной пост-языческой культуры, использование наряду с густыми черными ярких цветных чернил, непременное использование циркуля для основных знаков деления текста Корана, отдельные не сшитые листы. Дополнительным признаком для атрибуции рукописей является бумага с водяными знаками так называемого типа «tre lune». Листы в рукописи не скреплены, не используется нумерация страниц. Кроме того, сугубо в Коранах Хауса зачастую присутствуют пометки на полях – комментарии и исправленные предложения – которые записаны не только на арабском, но и на местном аджами, то есть языке хауса  в арабской графике. Традиционный футляр тадариши также служит указанием на хаусанское происхождение рукописи.

 

 

Мастерство каллиграфа в Хауса шлифуется в течение долгого времени в процессе обучения на досках макарантар алло. Доска алло также используется переписчиками Корана для опоры, поддержки бумаги. Поэтому кораническую каллиграфию Хауса не возможно рассматривать в отрыве от оформления макарантар алло. И для рукописей, и для досок, мастерами, в основном, использовались одни и те же инструменты. Существенное различие – в использовании чернил.

 

 

Для оформления текстов повсеместно используются тростниковое перо, калам, циркуль  «bukari»для окружностей, а также лезвие или нож – для заточки калама. Несколько каламов связываются вместе куском ткани и хранятся в специальных пеналах, которые делаются и различных материалов – кожи, дерева и даже металла.

 

 


[Арабская рукописная книга]
[Унван]
[Унваны ранних коранических рукописей]
[Еврейские иллюминированные рукописи]
[Древо жизни]
[Коллекция Марселя]
[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Рукописи судани-хауса]
[Миниатюра]
[Культура заметок]
[Пергамен]
[Переплет и пагинация]
[Кодикология]
[Титульный лист и колофон]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Материальная культура Корана]