toppic
   

Тематические статьи / Материальная культура Корана
Кораническая доска

Кораническая доска

В искусстве исламизированных народов Западной и Северной Африки, и, в большей степени Мали, Нигерии, Судана, Мавритании, вплоть до настоящего времени распространены коранические школы. Важную роль в обучающем процессе в таких традиционных школах играет кораническая доска, которая используется в качестве писчего материала, как прописи, а также служит важным атрибутом мужской инициации, используется в знахарстве, народной магии и свадебных церемониях. На таких досках дети не только осваивают азы каллиграфии, но и штудируют Священный Коран. Учебная доска и рукопись Корана составляют единую традицию материальной культуры Корана. Основные принципы оформления – орнаментация и почерк – характерны как для рукописи, так и для доски.

Например, в Нигерии кораническая доска является главным предметом хаусанского праздника коранической школы саукар фари, представляет собой сертификат об окончании обучения; во время церемонии помолвки мба она выступает как символ мужской инициации и играет соответствующую роль в свадебном ритуале; будучи свадебным подарком, доска вносится женихом в дом, где вешается на стену на почетное место; она используется в народной бытовой магии для приготовления лекарств - в Кано и в окрестностях; ее изображение появляется на нигерийских свадебных тканях, калебасах, в украшении фасадов зданий, в том числе, над входом в мечеть; а также среди ритуальных рисунков в пещерах Марги. Церемония помолвки мба и нигерийский свадебный текстиль переводят кораническую доску из рамок узко мусульманского контекста в область народного ритуала, связанного сугубо с мужской инициацией. Кораническая доска широко применяется в народной магии. В культуре хауса наиболее известным ритуалом такого рода является рубутун ша – «выпивание Слова», или «святая вода».

Очеловечивание доски, ее антропоцентризм – это еще одна черта демонументализации коранической традиции в Западной Африке. Основные признаки антропоцентризма: тело доски символически олицетворяет тело человека (части доски носят те же названия, что и части человеческого тела), на доске встречаются антропоморфные изображения. 

Наследуя рукописную кораническую традицию, доска также имеет уникальные местные черты. Почерк и орнамент коранической доски равнозначны по статусу. На ее поверхности происходит взаимопроникновение двух религиозных миров – «высокого» и «низкого», «официального» и «народного», исламского и ритуально-языческого, классического арабского и диалектального. В регионе Марги в Нигерии изображение коранических досок появляется среди наскальных граффити, связанных с местными религиозными практиками.


[Архитектурные мотивы в ранних Коранах]
[Рукописи судани-хауса]
[Коранистика и каллиграфия]
[Титульный лист и колофон]
[Кораны из архива Херцфельда Метрополитен Музея]
[Коллекции исламских рукописей Chester Beatty Library]
[Африканские рукописи коллекции Nasser D.Khalili]
[Кораническая доска]
[Материальная культура Корана]
[Кораническая доска]