toppic
   

Тематические статьи / Философия мусульманского искусства
Проповедь Ислама

Проповедь ислама

 

 

Понятие исламское искусство сугубо связано с мусульманским духом, с понятием мир Ислама, атрибутами которого является ряд четких правил, религиозных догм и, как следствие, - канонов в искусстве, по которым мы его сразу распознаем. Основой мусульманского искусства и, прежде всего, мусульманского менталитета является священная книга Коран, которая послужила исходным пунктом в развитии культуры Ислама -  как символ объединения мусульман, Слово Божие, и как книга, как таковая, что, пожалуй, и отличает мусульманское искусство от других мировых культур.

 

 

Становления «письменного Слова», выраженного в основной книге Ислама, явилось сильнейшим толчком для развития культуры - это и литература, и крупнейший пласт изобразительного искусства. Ни в одной другой культуре, как в исламской, книга не служит главным каноном в искустве, из которого черпаются не только образы, но само Слово, и Слово есть «лицо искусства».

 

 

Из гипертрофированно сакрального отношения к Слова Божия возникло особое отношение к письменности. «Религиозное отношение к письму» стало эстетической категорией.

 

 

"Если задать вопрос : "Что есть священное искусство?" - ответ будет дан по отношению к каллиграфии Корана в следующем виде. В начале миссии Мохаммада наиболее недоверчивые члены общины упрекали его, что если он - настоящий Пророк, то должен принести им послание с Неба в виде Книги, которую можно читать. Если бы явление Книги было действительным принятием вызова [...], должно сказать, что каждый великий стиль коранической каллиграфии является частью ответа на данный вопрос. Иными словами, вызов был принят, но другими поколениями; и различные [каллиграфические] почерка вкупе, можно сказать, продолжили предопределенную длительную демонстрацию Божественных качеств послания. Сказать, какие качества обнаруживаются через какой почерк - наиболее трудная задача"[1].

 

 

В исламском искусстве изображение присутствует в миниатюрах, в настенных росписях дворцов, в мозаиках, в текстиле, в панно из керамических плиток. В дворцовых интерьерах встречаются сцены охоты, пира, изображения  правителей. Животные - львы, орлы, грифоны, соколы, антилопы, газели, зайцы. Но основная смысловая и художественная нагрузка лежит на беспредметном искусстве, которое содержит в себе три типа орнамента:

 

 

1)  Арабеска, растительный орнамент.

 

2)  Геометрический орнамент.

 

3)  Письмо.

 

 

Орнамент присутствует повсюду, на всех культовых вещах, предметах быта, украшениях, книгах, в архитектуре культовой и дворцовой, в оформлении каждой детали. Каллиграфия - это орнамент письма. Письмом украшались и мечети. Это отдельные айяты из Корана на стенах, несущие тот же символический смысл, что и иконы в христианском храме. Они вызывали настолько яркие впечатления и ассоциации и призваны были нести такую же духовно-мистическую информацию, как иконы, не имея в то же время ничего общего с изображением. Но отношение к письму было сакральным, мистическим, духовным. И критерии письма были высоки: сам каллиграф должен был обладать духовным опытом, а процесс писания Книги сходен с процессом писания иконы.

 

 

В трактатах по каллиграфии мы находим ряд правил, которые необходимо знать и соблюдать каллиграфу, переписывающему Коран. Переписка Корана подчас была делом целой жизни, годы уходили на овладение техникой письма, на духовный поиск в процессе обучения мастерству каллиграфа и, наконец, на сам процесс создания Книги.

 

 

"Выдвигая положение "чистота письма - чистота души", средневековое мировоззрение предъявляло каллиграфу такие же суровые требования аскетизма, как и к собственно культовым деятелям". Это же мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов"[2].

 



[1] Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках 1596-97 / 1005. // Введение, перевод и комментарий пр.Б.Н.Заходера. - М.-Л.:“Искусство”, 1947. - С.36

 

[2] Там же.

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Проповедь Ислама]
[Мир Ислама]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Минарет]
[Мукарнас]
[Пальметта]