toppic
   

Тематические статьи / Философия мусульманского искусства
Буквенный символизм

Буквенный символизм 

Буквенный символизм, основанный на глубоком мистическом знании религиозных текстов, в первую очередь коранического, является одним из основных аспектов суфийской образности и символического мышления в тесном взаимодействии с искусством каллиграфии. Помимо обще-мусульманского признания арабской письменности как единственного «средства Божественного Откровения», мистиками разрабатываются отдельные богословские концепции. Одна из них представляет буквенные формы как «завесу инаковости» сквозь которую мистик должен проникнуть. Пока суфий связан буквами, как отмечает Ниффари, он до определенной степени находится в оковах идолов, предается идолопоклонству, вместо того, чтобы достичь места, где нет больше букв и форм. Хуруфиты формулируют, что «буквы, написанные чернилами, не существуют реально как таковые». Ибо буквы представляют собой только различные формы, которым условно приписывается то или иное значение. В действительности же существуют только чернила. А существование букв на самом деле определяется лишь по факту существование чернил, и возможно только через их посредство – единственной неповторимой реальности, развертывающейся во множестве форм собственных модификаций. Поэтому суфии делают вывод , что следует прежде всего развивать зрение, чтобы видеть саму реальность чернил во всех буквенных модификациях, а затем уже видеть буквы как многообразную сущность чернил. Модель отношений между буквами и чернилами в данном контексте аналогична связи духовного и телесного, где буквы представляют собой духовную субстанцию. См. А.Шиммель. Стр. 322.

См. Абджад.Тасаввуф. 

 

 

 

 

 

 

 

 


[Алфавит]
[Арабский язык]
[Буквенный символизм]
[Проповедь Ислама]
[Мир Ислама]
[Арабеска]
[Доктрина Логоса]
[Минарет]
[Мукарнас]
[Пальметта]