toppic
   

Тематические статьи / Пропорции
Геометрические принципы основных стилей

Геометрические принципы основных стилей  

Что касается единиц измерения и пропорций, то стоит проследить некоторые особенности геометрических принципов композиции букв алфавита на примерах различных каллиграфических стилей.   

Насхи и сульс.

В почерке насхи основной модуль измерения, буква алиф, по высоте равен трем точкам, а горизонтальный элемент буква ба – семи точкам, тогда как боковые бортики буквы укладываются в две точки каждый. Когда буква частично скруглена – она должна размещаться на дуге окружности заданного размера, диаметр которой соответствует высоте стандартного алифа. Так, например, в каллиграфическом почерке сульс хвосты букв ‘айн и ра‘ соответствуют половине окружности.

Зона.

Каждую букву условно можно разбить на несколько зон. Из сочетания этих зон и строится буква. Линии определенных букв могут захватывать одну или две сферы. Как, например, с буквами сад, дад, ‘айн и т.п. В насхи – высота хвоста буквы син соответствует четырем точкам, а по ширине он укладывается в пять точек. Высота завитка буквы ха – равна шести точкам, а ширина (условно, скажем, диаметр завитка) – пяти точкам. 

Эти примеры показывают основной геометрический принцип. Каллиграф устанавливает систему измерений линий и отдельных участков, зон для каждой буквы, и должен обеспечить постоянство и графическую симметрию по всему тексту. Грубо говоря, размер знака (буквы) должен учитывать стандарт, который основан на трех измерениях: 1) точка, 2) высота алифа, ограниченная определенным количеством точек, 3) окружность, диаметр которой равен высоте алифа.

Элементы букв.

Если говорить об основных элементах, составляющих букву, то неизменно выявляются следующие три: головка, тело и хвост. Не всегда все три элемента присутствуют в одной букве, бывает, что буква состоит только из одного, например головки. См. Графические элементы письма.   

Текстуальность. 

Помимо того существует проблема взаимоотношения букв внутри текста – это интервалы, направления и взаимодействие графических элементов. Не вникая в смысл текста, мы видим ограниченное полями текстовое пространство, внутри которого происходит взаимодействие вертикалей и завитков, составляющих буквы, а также видим огласовки и точки, цветочный или геометрический орнамент. 

Текст пишется справа налево по горизонтальной оси. Письмо линейно. А по обеим сторонам этой оси появляются различные элементы, выше или ниже, над или под строкой – скругленные или прямолинейные. В месте пересечения элементами горизонтального участка буквы образуется угол.   

См. Единицы измерения, Ибн Мукла.


[Геометрические принципы основных стилей]
[Единицы измерения]